На произвол судьбы. Целесообразна ли блокада окупированого Донбасса

К чему могут привести попытки усилить контроль над перемещением товаров через временно оккупированную территорию.

В прошлые выходные лидер одной из религиозных организаций в Донецкой области принимал группу медицинских волонтёров в Краматорске, пишет Елена Романюк в №24 журнала Корреспондент от 19 июня 2015 года. Молодые люди приехали на Восток добровольно — кто врачом, кто массажистом. Одной из задач организатора было, конечно же, накормить волонтёров.

«Мы поехали за продуктами на оптовый рынок Донецка. Но всё, что мы смогли там найти, — это гнилая картошка и капуста из Ростова-на-Дону», — рассказывает Корреспонденту мужчина, попросивший не называть его имени.

С начала июня товар из Украины в зону АТО практически перестали пропускать через блокпосты

По его словам, с начала июня товар из Украины в зону АТО практически перестали пропускать через блокпосты.

«Где-то с 3 июня блокада оккупированных районов явно усилилась. Через Артемовск, Горловку грузов не пропускают. Через них возможен только выезд по пропускам. Не знаю, к сожалению, как обстоят дела на блокпосту в Волновахе [15 июня в соцсетях появилась информация, что украинские силовики были вынуждены вновь закрыть этот блокпост из-за начавшихся в том районе боёв]», — делится наблюдениями лидер организации.

Жители Донецка и области рассказывают, что некоторые проблемы с поставкой украинских товаров в зону АТО начались ещё в начале года, после того как 22 января Служба безопасности Украины издала приказ № 27, утвердив временный контроль над перемещением лиц, транспортных средств и грузов через линию столкновения в рамках Донецкой и Луганской областей.

Согласно приказу, право на ввоз-вывоз продукции с неподконтрольных территорий позволяется только тем поставщикам, которые имеют специальное разрешение и внесены в дополнение 5 к приказу. Весной в этом списке предприятий, по разным данным, значилось всего 15-24 компании — поставщики непродовольственных, химических, сырьевых товаров, а также оборудования. Производителей продуктов питания в нём не было. Теперь же при скачивании файла с дополнением с официального сайта СБУ вообще открывается пустая таблица.

Как бы то ни было, но после вступления постановления в силу оставшиеся в зоне боевых действий производители и ритейлеры столкнулись с тем, что обеспечить товарами широкого потребления оккупированные территории, равно как и вывезти оттуда произведенную продукцию, стало совсем непросто.

В итоге постепенно зону боевых действий покинули практически все продуктовые сети — Ашан, Метро, АТБ, Брусничка.

«В Донецке вместо АТБ теперь «первый республиканский супермаркет». В супермаркетах Амстор и Обжора также вроде хозяйничают другие люди, так как карточки постоянного клиента там уже не действуют», — рассказывает жительница Донецка Виктория.

В ЛНР же в захваченных магазинах АТБ организовали супермаркеты «народные».

По словам Виктории, в Донецке сейчас в основном работают небольшие магазины, да и то в них большая часть полок пустые.

«В супермаркетах многие прилавки вообще закрыты, огорожены ленточками», — говорит она.

Виктория рассказывает, что в магазинах можно купить хлеб, замороженное мясо, а вот молочка то бывает, то нет, и исключительно местного производства.

Местные предприятия в связи с ограничениями на перемещение грузов также терпят убытки. Ведь помимо того, что они не могут вывезти свою продукцию, они не могут ввезти составляющие для производства

Местные предприятия в связи с ограничениями на перемещение грузов также терпят убытки. Ведь помимо того, что они не могут вывезти свою продукцию, они не могут ввезти составляющие для производства.

Из-за дефицита сырья не работает на полную мощность и даже не справляется с заказами с оккупированной территории компания по выпуску замороженных продуктов Геркулес. Сбавили обороты и работают только на рынки оккупированных территорий мясокомбинаты Щирий кум (Горловка), молокозавод Маричка (Донецк), производитель соусов МакМай (Макеевка), компания по производству пива Эфес Украина и др.

Взять измором

Но, похоже, постановление № 27 было не первым и далеко не единственным «ограничением» для жителей временно оккупированных территорий и компаний, которые там работают. В последнее время в двух самых крупных фракциях в парламенте (Народного фронта и Блока Петра Порошенко) всё больше депутатов настаивают на остановке любых контактов между сторонами конфликта на востоке.

В частности, 2 июня лидер фракции БПП Юрий Луценко в своем аккаунте в Facebook призвал депутатов установить экономическую блокаду оккупированных территорий и создать зону приоритетного экономического развития на территории освобождённых районов Донбасса.

А днем позже 14 народных избранников, включая первого вице-спикера Андрея Парубия, зарегистрировали законопроект № 2004а, который предлагает распространить действие ряда положений закона Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины, ранее распространявшихся только на Крым, также на контролируемые сепаратистами районы Донбасса.

Авторы законопроекта считают, что принятие документа позволит ещё больше усилить контроль над перемещением лиц и грузов через временно оккупированную территорию и поможет побороть коррупцию, которая, по их же словам, имеет место в зоне АТО.

«Сегодня любой чиновник по своему усмотрению может определять, можно ли пустить тот или иной груз. Отсюда появляются большие предпосылки для коррупции. Пока это не будет регламентировано законом, мы будем давать поле для коррупции», — заявил 7 июня в прямом эфире Подробностей недели Парубий.

На прошлой неделе во властных кругах поговаривали, что транспортное сообщение Украины с «ДНР» может быть заблокировано уже на этой неделе.

Обратный эффект

В то же время большинство экспертов считают заявления Луценко и других депутатов не более чем популизмом и попыткой надавить на Москву в очередных переговорах. Ведь, по их мнению, полностью остановить передвижение товаров и людей на Донбассе невозможно.

Тотальной блокады не будет. Обмен товарами всё равно происходит. Если его ограничат окончательно, станет процветать контрабанда

Политолог Евгений Золотарёв 

«Думаю, тотальной блокады не будет. Обмен товарами всё равно происходит. Если его ограничат окончательно, станет процветать контрабанда. Ведь есть очевидные потребности, а значит, будут изыскиваться пути, как эти потребности удовлетворить», — заявил политолог Евгений Золотарёв.

В качестве примера эксперты приводят Крым, который Украина якобы блокирует.

«Украинские товары как попадали, так и попадают в Крым. Правда, уже через территорию России и Беларуси, что увеличивает цену на них в два-три раза», — отмечает Сергей Голуб, партнёр компании Активы Крыма.

Специалисты не отрицают, что именно свободный пропуск грузов через границу между Россией и Донбассом в случае введения полной блокады со стороны Украины может привести к тому, что территории, контролируемые «ДНР» и «ЛНР», действительно попадут в объятия соседа

Кстати, некоторые специалисты не отрицают, что именно свободный пропуск грузов через границу между Россией и Донбассом в случае введения полной блокады со стороны Украины может привести к тому, что территории, которые на данный момент контролируют «ДНР» и «ЛНР», действительно попадут в объятия соседа.

«Россия спокойно пропускает грузы через свою границу. Со своей стороны пропускают их и террористы, в частности через пропуски Успенка, Новоазовск и прочие», — рассказывает сотрудник Донецкой облгосадминистрации, попросивший не называть его имени.

Чтобы завезти машину мяса из Украины на украинской границе предприниматели должны выложить 200 тыс. грн взятки, часть которой потом отдают сепаратистам

А чтобы завезти машину мяса из Украины, по его словам, на украинской границе предприниматели должны выложить 200 тыс. грн взятки, часть которой потом отдают сепаратистам. В итоге мясо, которое доезжает в «ДНР» и «ЛНР», как, впрочем, и другие продукты, получается золотым.

«В Донецке 1 кг мяса стоит 120 грн, замороженная курица — 70 грн, куриное филе — 90. Что касается овощей и фруктов, то огурцы у нас стоят 25 грн, клубника — минимум 50. На днях я покупала также ряженку и кефир по 1 л, так заплатила за всё 35 грн», — приводит пример Виктория и добавляет, что стоимость продуктов питания возрастает в Донецке практически каждый день.

В свою очередь, донецкий чиновник отмечает, что в «ДНР» завозят именно российские товары. И хотя они невысокого качества, это не мешает российским поставщикам постепенно завоевывать трёхмиллионный рынок, на котором до недавнего времени с успехом работали многие украинские производители.

«Россияне с удовольствием захватят этот рынок и будут с удовольствием торговать на нём и неплохо зарабатывать. Это деморализует проукраински настроенных людей на оккупированных территориях. Нам, наоборот, нужно обеспечить максимальные гуманитарные, экономические, культурные и информационные связи, чтобы потихоньку переманивать местное население на свою сторону, сделать их нашими союзниками в борьбе с сепаратистами и Россией. Блокада Донбасса самой Украине не принесёт никаких дивидендов, кроме политических», — высказал свою точку зрения на возможность блокады в комментарии порталу Главное Руслан Бортник, директор Украинского института анализа и менеджмента политики.

Возможные жертвы

Ещё один момент, который не учитывают поборники блокады временно оккупированных территорий, — это ответная блокада со стороны сепаратистов, которая, в свою очередь, делает заложниками более 5 тыс. предприятий, работающих только в Донецкой области.

Как заметил ещё в апреле экс-глава Донецкой военно-гражданской администрации Александр Кихтенко, если остановить работу этих предприятий, то пострадают и те, что находятся на украинской территории.

«В Украине шесть электростанций, начиная со станций в Луганской области и заканчивая электростанцией в Киевской области, работают на антраците, который на неоккупированных территориях не добывается. Поэтому, если Украина не сможет вывозить уголь с оккупированных территорий, его придётся покупать в той же России. И насколько это целесообразнее, чем покупать уголь в «ЛНР», я не знаю. Тем более что, скорее всего, это будет всё тот же украинский уголь», — приводит пример Александр Паращий, руководитель департамента аналитики компании Concordе Capital.

С ещё большими трудностями, чем сейчас, по словам Паращия, столкнутся металлургические предприятия, ведь у них возникнет дефицит коксующегося угля. И если сейчас его вывозу мешают крупные проблемы с логистикой, то с введением блокады уголь могут не давать вывозить в принципе.

«Мы ограничены в поставках коксующегося угля из Краснодона, поскольку единственный маршрут его транспортировки (Родаково — Сентяновка — Красный Лиман) постоянно подвергается обстрелам. Проблемы с логистикой сохранились на ряде других предприятий. К примеру, АКХЗ мог бы наращивать производство, но мы сталкиваемся с трудностями при отгрузке его продукции. Из трёх направлений железной дороги (Очеретино, Ясиноватая, Донецк) на данный момент доступно только одно — Очеретино», — рассказали Корреспонденту в Группе Метинвест Рината Ахметова.

К слову, в пресс-службе Метинвеста сообщили, что многие предприятия группы продолжают работать в зоне АТО и ведения боевых действий. На территории, подконтрольной «ДНР» и «ЛНР», оказались Енакиевский металлургический завод и его макеевский филиал, Харцызский трубный завод, угольное объединение Краснодонуголь, Инкор и Ко, Комсомольское рудоуправление.

«Из-за военного конфликта большинство предприятий группы вынужденно снижали мощности производства. Енакиевскому метзаводу и его макеевскому филиалу пришлось временно остановиться. Более месяца простаивал Харцызский трубный завод. Более девяти месяцев не может стабильно работать Краснодонуголь», — отметили в пресс-службе.

«Поэтому надо сто раз подумать, вводить блокаду или нет. Всё равно предприятия работают, всё равно продукция вывозится и ввозится двумя путями — или контрабандой, или через границу с Россией. Но при этом налоги платятся России, с которой мы якобы и воюем», — замечает вышеупомянутый донецкий чиновник.

1642698

One Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *